Рассмотрим более подробно историю возникновения и развития метро в столице Российской федерации – городе Москве.
Началом развития московского метрополитена принято считать 1931 год. В этот период в Москве остро стоял вопрос о перевозке большого количества людей. Существующий в столице в это время транспорт не мог справиться с огромным пассажиропотоком. Он загромождал улицы города, доставляя массу неудобств. В связи со сложившейся критической ситуацией строительство московского метрополитена продвигалось интенсивными темпами, что потребовало колоссальных денежных средств.
К нашим дням, Московское метро стало историей. Около 40 станций, это эпоха тех лет, когда они были построены. Когда находишься на этих станциях, то попадаешь в те далекие года советской эпохи. И видишь, чем и как жили люди того времени. Сколько было вложено труда и усилий, чтобы создать такие сооружения под землёй. Это был грандиозный прорыв, в те не простые годы.
Станция метро "Парк Культуры" Сокольнической линии.
Одна из самых первых станций отечественного метро, строительство которой чуть не остановило движение города.
Станция "Парк Культуры" Сокольнической линии - первый конечный пункт в истории всего отечественного метрополитена. Официальное открытие её состоялось одновременно с торжественным запуском первого поезда от станции "Сокольники" - 15 мая 1935 года. Одноимённая станция на Кольцевой линии открылась несколько позже - в 1950 году.
Изначально название станции значилось несколько длиннее "Парк культуры имени Горького", благодаря близкому расположению центрального парка, хотя на самом деле сквер располагался на другом берегу реки. Одноименные станции на Кольцевой и Сокольнической линиях хранили свое длинное имя вплоть до 80-х годов, а название было официально сокращено благодаря Летним Олимпийским Играм XXII.
Строительство.
Архитекторами станции выступили Георгий Тихонович Крутиков и Попов В. С. Строительство началось весной 33-го года и выбран был открытый способ. Как и во время строительства большинства станций метрополитена в этом районе, возникла проблема грунтовых вод. Глубина лотка станции составляла 10,5 метров в глубину, но уровень грунтовых вод был намного выше из-за близости реки.
Рабочие трудились день и ночь. Для предотвращения попадания воды в котлован использовалось глубинное водопонижение. Это предотвратило не только залив котлована, но и стойкость конструкции станции и сохранило целостность близлежащих домов. Для устойчивости конструкции лотка, в том числе использовали сваи из металлического бруса с затяжкой из брёвен. Сваи забивали в грунт по всему периметру вырытого котлована, а щели между брёвнами тщательно заделывались.
Кроме того, образование такого огромного котлована могло сильно задержать, а то и вовсе остановить движение всего города. Дело в том, что Крымская площадь уже тогда была очень оживленной частью города, а открытое строительство могло повредить обычному ритму общественной жизни и уличному движению в частности. Чтобы
не создавать объезды и не мешать естественному движению, инженер нашел весьма изящное и просто решение: на одном уровне с дорогой построили деревянный мост, под которым велись работы над станцией. Движению города теперь ничего не мешало.
Архитектура и дизайн.
Из "Парка Культуры" есть два выхода: северный - в сторону Остоженки, и южный, объединенный с одноименной станцией Кольцевой ветки, - на Комсомольский проспект. Многие знают о том, что южный холл был заново построен в 1949 году, изначальная версия его, к сожалению, была разрушена.
Для подземного холла выбрали стандартный стиль: трехпролетная арка с двумя рядами из 23-х колонн с расстоянием в семь метров. Квадратные колонны облицованы желто-коричневым крымским мрамором, так называемым, мраморовидным известняком. Верх колонн украшен особой лепниной в античном стиле.
Стены станции вдоль путей покрыты мелкой фарфоровой белой плиткой и пилястрами из темно-розовой мозаики, появляющиеся каждые семь метров, вторя шагу колонн. Цоколь вдоль стен отделан темно-коричневым мрамором в стиле мозаики.
Для входа и выхода на станцию организовано четыре мостика - по два к северному и южному выходам, - над островной частью платформы. Пол проходов к входу и выходу выстлан красной плиткой, а белые лепные балюстрады завершаются изящными кремовыми мраморными перилами. Стены переходов украшает мраморная плитка "Коелга".
Северный наземный холл Сокольнической станции "Парк Культуры" проектировали архитекторы Н. Я. Колли и С. Г. Андриевский. Это старый вестибюль, сохранившийся с открытия в 1935 году. Главное его украшение - портрет русского писателя Максима Горького, выполненный в стиле мозаики. Здание входа в станцию представляет собой небольшую ротонду, которую возвели над двумя лестницами, ведущими к кассам.
Южный холл, который теперь является общим с одноименной станцией коричневой ветки, ранее был выполнен более массивно. В отделке использовались полированный дуб и белый мрамор. Теперь вестибюль украшен барельефами работы советского скульптора Георгия Ивановича Мотовилова на потолочном своде. Теперь же это трехэтажное здание, фасад которого выходит на Садовое кольцо. Внутри здание отделано светлым мрамором нежных, палевых тонов. Южный вестибюль увенчан сферическим куполом, который является уменьшенной копией купола римского Пантеона. Само здание вестибюля выполнено как крестово-купольный храм, почти по православным канонам, но стены расположены по сторонам света.
Наследие.
Первая конечная станция Сокольнической линии является важной частью истории отечественного метрополитена и культуры в целом. Несмотря на то что после продления "Фрунзенского" радиуса станция перестала быть конечной, она навсегда останется первым в истории России конечным пунктом поезда метро от станции "Сокольники".